Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских - в речевой практике источник заимствования нс осознаётся. Слова часто похожи, но ударение ставится по-разному. Например, многие существительные на -ия были заимствованы из латинского или греческого языков, что определило две модели ударения для таких слов: греческую (драматургия, терапия) и латинскую (астрономия, фактография). Из-за незнания истоков появляются разные акцентные варианты, равноправно закреплённые в качестве нормативных.
|
Ложная аналогия.
|
У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий. У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь, конку́рс, насмо́рк, призра́к, деспо́т, симво́л, возду́х, жемчу́г, эпигра́ф с ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов.
|
Регрессивное ударение.
|
Развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните, прину́дите, пригу́бите и приструни́те, принуди́те, пригуби́те.
|
Тенденция грамматикализации ударения.
|
В данном случае бо́льшая группа слов с определённым типом ударения влияет на меньшую, аналогичную по строению. В слове мышле́ние ударение перешло с корня на суффикс -ени- по аналогии с вожде́ние и т.п. В таких словах, как гла́жение, ква́шение, кра́шение, упро́чение, обеспе́чение, сосредото́чение, наме́рение, ударение падает на корневую гласную, а не на суффиксальную.
|
Смешение моделей ударения.
|
Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом про́вод с ударением на предпоследнем слоге. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова).
|
Закон аналогии.
|
Например, и́скра (у электриков), до́быча (у шахтёров), компа́с, крейсера́ (у моряков), мальчико́вый (у продавцов), прику́с, а́лкоголь, шпри́цы (у медиков), ли́сточки (у портных) и т.п.
|
Профессиональное произношение.
|
Эта тенденция проявляется только в четырёх- и пятисложных словах. Если междуударный интервал (расстояние между ударениями в соседних словах) оказывается больше критического (критический интервал равен четырём безударным слогам подряд), то ударение перемещается на предыдущий слог.
|
Действие тенденции к ритмическому равновесию.
|